Образовательная программа МАОУ ДО "ДЭТЦ "Барс"
Описание образовательной программы
I. Паспорт программы
Название образовательной организации
Полное наименование: Муниципальное автономное
образовательное учреждение дополнительного образования «Детский эколого-туристический центр «Барс»
Сокращенное
наименование
– МАОУ ДО «ДЭТЦ «Барс»
671030,
Республика Бурятия, Окинский район, с.Орлик. ул. Советская, д.29
Тел.:
(30150)51149
Факс:
(30150)51394
E-mail: detzbars@mail.ru
Нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию
образовательной программы
Основная
образовательная программа МАОУ ДО «ДЭТЦ «Барс» составлена и разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу
учреждений дополнительного образования:
1.
Конституция Российской Федерации;
2.
Всеобщая декларация прав человека;
3.
Конвенция о правах ребенка;
4.
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации от 12 декабря 2012 года;
5.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
6.
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
7.
Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
8.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012
г.
№
2148-р;
9.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел
III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №
36).
10.
Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 «О национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012- 2017 годы»;
11.
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв.
Президентом РФ 3 апреля 2012 г. N Пр-827);
12.
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. №295 «Об утверждении
государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;
13.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
14.
Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и
развития молодых талантов на 2015-2020 годы (утвержден 27.05.2015);
15.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р «Об
утверждении Плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции
развития дополнительного образования детей»;
16.
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
17.
Письма от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы).
18.
Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г. №582 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
19.
Приказ Рособрнадзора РФ от 29.05.2014 г. №785 «Об утверждении требований к
структуре официального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на
нём информации»;
20.
Приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013 г.
N462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной
организацией»;
21.
Приказ Минобрнауки РФ от 07.04.2014г. №276 «Об утверждении Порядка проведения
аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность»;
22.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р.);
23.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
В МАОУ ДО «ДЭТЦ «Барс» разработаны
локальные акты, регламентирующий процесс функционирования и развития образовательной организации:
maou-do.buryatschool.ru
Разработчики программы
Педагогический
коллектив МАОУ ДО «ДЭТЦ «Барс»
Цель реализации программы
Создание
условий для устойчивого развития Центра, обеспечивающих повышение качества
образовательных услуг и
разнообразия ресурсов для социальной адаптации и
самореализации
подрастающего поколения
Задачи программы
•
обеспечение гарантий получения доступного качественного образования, апробация
внедрения модели персонифицированного финансирования дополнительного образования;
•
совершенствование системы оценки качества образования;
•
выявление, развитие и адресная поддержка одаренных детей, развитие интеллектуального
и творческого потенциала обучающихся;
•
совершенствование воспитательной системы дополнительного образования,
воспитание гражданственности, формирования социальной компетенции личности
ребенка;
•
развитие методического и педагогического маркетинга в деятельности Центра,
усовершенствование предоставляемых образовательных услуг,
отвечающих на запросы
общества, обеспечивающих комплексное личностное и профессиональное
самоопределение, построение эффективных воспитательных и образовательных
траекто- рий развития обучающихся;
•
формирование единой информационно-образовательной среды;
•
внедрение и развитие инновационных моделей профессионального мастерства и
уровня компетенций педагогических работников Центра
Сроки реализации 2019-2024 учебный год
Участники программы
Обучающиеся,
педагогические работники МАОУ ДО «ДЭТЦ «Барс», родители.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Учащиеся:
–
Освоение дополнительной общеобразовательной программы.
–
Комплексное личностное и профессиональное самоопределение.
–
Приобретение опыта творческой, созидательной деятельности на основе осознанного
выбора дополнительной общеобразовательной программы и мероприятий различного
уровня.
Педагоги
дополнительного образования:
–
Создание условий для реализации дополнительной общеобразовательной программы.
–
Комплексное обновление содержания дополнительного образования и внедрение
лучших практик в художественно-эстетической, социально-педагогической,
туристско-краеведческой, естественнонаучной, физкультурно-спортивной и
технической направленностях.
–
Внедрение качественных и эффективных образовательных продуктов, услуг,
отвечающих на запросы общества.
–
Взаимодействие с семьями, родительскими сообществами.
–
Осуществление педагогического контроля и оценки освоения дополнительной
общеобразовательной программы.
–
Непрерывное развитие, профессиональное развитие, личностная и профессиональная
самореализация.
Родители:
Взаимодействие
с Центром и родительскими сообществами.
Контроль
исполнения Программы
–
Внутренний контроль за выполнением.
–
Размещение публичного отчёта о результатах реализации Образовательной
программы на сайте Центра.
Введение
Основная образовательная программа
учреждения дополнительного образования – комплекс основных характеристик
образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических
условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм
аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного
графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, а также оценочных и методических материалов. С учетом
вышеизложенного, образовательная программа МАОУ ДО – это организационно-нормативный
документ, определяющий-индивидуальное лицо образовательной организации через
содержание и объемы образования, технологии, необходимые и достаточные условия,
подчиненные целостному воздействию на личность, структурированные по образовательным
областям, видам и направлениям.
Суть образовательной программы МАОУ ДО «ДЭТЦ
«Барс» заключается в том, что она:
–
является формой материализации социального заказа общества, родителей, детей и
педагогов, под которую осуществляется бюджетное финансирование;
–
является формой социального заказа на образовательные услуги дополнительного
образования, отражает индивидуальное лицо образовательной организации,
определяет объем и содержание образовательных услуг;
–
позволяет четко определить цели и конечные результаты по каждому направлению,
достижение которых предполагается по окончании работы по программе;
–
наглядно демонстрирует систему работы дополнительного образования, его
возможности, материальную базу, качественный состав педагогического коллектива
и технологию реализации программы;
–
является информационным справочником оказываемых услуг для детей и их
родителей;
–
является юридическим документом, лежащим в основе взаимоотношений на уровне
руководства МАОУ ДО «ДЭТЦ «Барс» и педагогов.
Образовательная программа МАОУ ДО «ДЭТЦ «Барс»
– это программа совместной деятельности администрации, педагогов, обучающихся и
их родителей (законных представителей), поэтому текст программы адресован всем
участникам образовательного процесса:
администрации:
–
для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению
требований к результатам и условиям освоения обучающимся образовательных
программ и в других направлений деятельности дополнительного образования;
–
для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса
(педагогов, обучающихся, родителей, администрации);
педагогическим работникам
–
для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в
практической образовательной деятельности;
–
для согласования образовательной деятельности по всем направлениям (обучение по
программам ДО, воспитание, организационно-массовая, информационно-методическая);
обучающимся и родителям (законным
представителям):
–
для информирования о целях, содержании, организации и планируемых результатах
деятельности ДО;
–
для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной
деятельности ДО, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия;
социальным партнерам:
–
для определения сферы и содержания взаимодействия между партнерами;
–
развития сетевого взаимодействия и сотрудничества.
Концепция
образовательной программы – образовательный процесс рассматривается
педагогическим коллективом дополнительного образования как взаимозависимый и
взаимообусловленный процесс, в котором одинаково приоритетны и обучение, и
воспитание.
Образовательная система ДО является
гуманистически направленной на личность ребенка и педагога, на развитие интеллектуального,
креативного, духовного и физического потенциала как детей, так и педагогов, на
создание обстановки социальной защищенности, творческого содружества, взаимообогащения
и взаимоподдержки.
1. Основные принципы образовательного процесса
Все
принципы, лежащие в основе образовательной программы, сориентированы на
личность ребѐнка и создание условия для развития его способностей, на
сотрудничество педагогов и обучающихся, педагогов и родителей, на
взаимодействие содержания образования по всем направленностям
Принципы
организации образовательного процесса
• принцип добровольности;
• принцип открытости;
• принцип доступности;
• принцип дополнительности;
• принцип ориентации
на личностные интересы,
потребности и способности индивида
– создание условий реализации интересов каждого обучающегося;
• принцип комплексного воздействия –
развитие когнитивной, эмоциональной и практической сфер деятельности личности
обучающихся;
• принцип активности и самодеятельности
– предоставление учащимся возможности самостоятельно проявлять свои способности
и развивать их;
• принцип гуманизации – признание равенства
всех граждан, уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию
и уважение, доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию
форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями человека;
• принцип креативности – творческий подход
педагога к своей деятельности, развитие творческого потенциала обучающихся;
• принцип преемственности – возможность
изучения многоуровневой программы и продолжения обучения в другом учреждении
дополнительного образования или высшем учебном заведении;
• принцип параллельности –
одновременность освоения нескольких
образовательных
программ в одном или разных учреждениях дополнительного образования;
• принцип вариативности – функционально-целевой
отбор учебного материала, вариативное построение учебных планов и программ;
• принцип конкурентоспособности и гибкости –
способность быстро и своевременно
реагировать на изменяющиеся потребности каждого обучающегося, а также социума в
целом;
• принцип опережения – научное прогнозирование,
быстрое реагирование на изменения, использование новых форм, методов и средств
обучения;
• принцип
научности – развитие у обучающихся современного научного мировоззрения,
понимание места и роли человека в мире, обществе; постоянное обновление
содержания образовательных программ и информационно-методических комплексов к
программам, обучение- проектно-исследовательской деятельности, создание
эффективной системы методического сопровождения и научно-методического
информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и
культуры, профессиональной компетенции;
• принцип демократизма – право каждого
ребенка на выбор своей траектории развития и участия в образовательном процессе,
право выражать своё мнение и позицию, право быть услышанным;
• принцип увлекательности и творчества –
творчество является одно- временно и целью, и средством, и ценностью, и
критерием эффективности педагогического процесса;
• принцип сохранения здоровья –
предполагает, что все применяемые образовательные технологии являются здоровье
сберегающими;
• принцип сотрудничества – признание
ценности совместной деятельности детей, родителей и педагогов;
• принцип природосообразности – учет
возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся
при включении их в различные виды деятельности;
• принцип культуросообразности – это
ориентация на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и
социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества;
• принцип целесообразности – организация
образовательного процесса, отбор его содержания и средств должны быть
«созвучны» цели, находиться в зависимости от нее, быть в соответствии с поставленными
задачами; обеспечение комплексности, то есть органического сочетания факторов и
условий, содержания и форм, взаимосвязи образовательных областей,
взаимодействия субъектов образовательного процесса; обеспечение дифференцированности,
то есть выстраивание образовательного процесса на основе понимания качеств
личности ребенка или группы детей, их возраста, степени подготовленности;
обеспечение вариативности, которая предполагает разработку раз- личных
вариантов программ, дифференцированных по содержанию и организации в
зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и
интересов детей;
Подходы к формированию образовательной программы.
Системно-деятельностный
подход
является ведущим при реализации программы. Он предполагает:
– воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального и политкультурного состава;
– переход к стратегии социального
проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий
дополнительного образования, определяющих пути и способы достижения социально
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
обучающихся;
– ориентацию на достижение цели и основного
результата дополнительного образования – развитие личности обучающегося на
основе освоения содержания дополнительных общеразвивающих программ, включения в
социально-значимую мотивированную деятельность;
– признание преимуществ дополнительного
образования, способов организации образовательной деятельности и учебного
сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития
обучающихся;
– учет индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности
и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их
достижения.
Рассматривая концептуальные основы
педагогической деятельности, нужно также затронуть компетентностный подход
как один основных в современном образовании. В связи с изменениями в
современной образовательной парадигме знаниевый подход сменился
компетентностным.
Компетентность – это характеристика,
даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его
действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного
общества задач (проблем).
Компетенция
– включает совокупность взаимосвязанных качеств лично- сти (знаний, умений,
навыков, способов деятельности), задаваемых по отно- шению к определенному
кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной
деятельности по отношению к ним.
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий
внимание на результате образования, причем в качестве результата
рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека
действовать в различных проблемных ситуациях. Тип (набор) этих ситуаций зависит
от типа (специфики) учебного заведения.
Выделяют ключевые и специальные компетенции.
Ключевыми компетенциями должен овладеть каждый воспитанник в ходе учебной
деятельности, независимо от вида направленности кружка. Очень хорошо, когда
педагог может отразить в своей программе, каким образом у детей формируются
ключевые и специальные компетенции. К специальным компетенциям относят те,
которые формируются именно в этом виде кружковой деятельности (ИЗО, ДПИ и
т.д.).
Существует несколько подходов к
определению ключевых компетенций. Здесь мы отразим наиболее распространенную
классификацию. К ключевым компетенциям относятся:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это
компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ребенка
в целом.
2. Общекультурные компетенции. Это знание
особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных
основ жизни человека, отдельных народов, семейных, социальных, общественных
явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, компетенции в
бытовой и культурно-досуговой сфере.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это
совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной
деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной
деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
4. Информационные компетенции. При помощи
реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер,
модем, копир) и информационных технологий (аудио, видеозапись, электронная
почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и
отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и
передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции. Включают
знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными
людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными
ролями в коллективе.
6. Социально-трудовые компетенции означают
владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности
(выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в
социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента,
производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики
и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного
самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и
интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Ключевые компетенции тесно связаны
с образовательным стандартом, поскольку требования к эффективности обучения
ориентированы на предметные, метапредметные и личностные результаты
воспитанников.
Проектный подход. Эффективность применения
проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
• происходит развитие творческого мышления как
обязательного условия реализации проектной деятельности;
• качественно меняется роль педагога:
устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему
приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку, учиться,
направлять его познавательную деятельность;
• вводятся элементы исследовательской
деятельности;
• формируются личностные качества у учащихся,
которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально
(групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его
совместной деятельности появляется совместный продукт, развивается умение
работать в коллективе, анализировать результаты деятельности, способность
ощущать себя членом команды;
• происходит включение учащихся в «добывание
знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества —
способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как
последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
Таким образом, мы видим, что организация
дополнительного образования имеет большие возможности для организации и
внедрения проектной деятельности, которая способствует социализации учащихся.
2. Цели и задачи образовательной программы
Цель программы – создание условий
для устойчивого развития Центра, обеспечивающих повышение качества
образовательных услуг и разнообразия ресурсов для социальной адаптации и самореализации
подрастающего поколения
В соответствии с целью основными задачами
реализации образовательной программы являются:
1. Обеспечение
гарантий получения доступного качественного образования, апробация внедрения
модели персонифицированного финансирования дополнительного образования;
2. Совершенствование
системы оценки качества образования;
3. Выявление,
развитие и адресная поддержка одаренных детей, развитие интеллектуального и
творческого потенциала обучающихся;
4. Совершенствование
воспитательной системы дополнительного образования, воспитание гражданственности,
формирования социальной компетенции личности ребенка;
5. Развитие
методического и педагогического маркетинга в деятельности Центра,
усовершенствование предоставляемых образовательных услуг, отвечающих на запросы
общества, обеспечивающих комплексное личностное и профессиональное
самоопределение, построение эффективных воспитательных и образовательных
траекторий развития обучающихся;
6. Формирование
единой информационно-образовательной среды;
7. Внедрение
и развитие инновационных моделей профессионального мастерства и уровня
компетенций педагогических работников МАОУ ДО «ДЭТЦ «Барс»
3. Содержание образовательного процесса
Обучение детей ведѐтся педагогами в
соответствии с образовательными программами по дополнительному образованию
детей. Образовательные программы, реализуемые в МАОУ ДО «ДЭТЦ «Барс», в
соответствии с учебным планом, разраба- тываются педагогами дополнительного
образования. При этом педагоги вправе разработать и апробировать свою
образовательную программу или вести занятия по уже разработанным программам.
Банк образовательных программ систематически обновляется и пополняется. Все
программы содержат пояснительную записку, в которой отражены ее отличительные
особенности, возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы, сроки
реализации, этапы развития, формы и режим занятий, ожидаемые результаты, формы
подведения итогов (выставки, фестивали, соревнования, смотры, творческие отчеты
в системе дополнительного образования).Реализуемые программы предполагают
достижение комплексного результата: предметного (знания, умения, навыки по
конкретному виду деятельности) и личностного (определённые свойства личности,
позволяющие ребёнку достигать запланированных рубежей, успешно взаимодействовать
в социуме).
В соответствии с программой педагог
использует различные формы об- разовательной деятельности: аудиторные занятия,
беседы, практические занятия, семинары, тренировки, семинары, дискуссии,
конференции, экскурсии, открытые учеб- ные занятия, туристические походы, учебные
игры, консультации, соревнования и т.д.
Педагог самостоятелен в выборе форм
аттестации учащихся: открытые занятия, выставки, смотры, зачеты и т.д.
МАОУ ДО «ДЭТЦ «Барс» реализует
дополнительные общеобразовательные программы следующих направленностей: туристско-краеведческой,
эколого-биологического, военно-патриотического, физкультурно-спортивного,
художественно-эстетического, технического.
Перечень подпрограмм:
Целевые программы туристско-краеведческой,
эколого-биологического, военно-патриотического, физкультурно-спортивного,
художественно-эстетического, технического деятельностей «ДЭТЦ «Барс» Окинского
района Республики Бурятия:
1. Туристско-краеведческое
направление:
«Азимут»
«Юный
турист»
«Компас»
«Юный
поисковики-исследователи»
«Вертикаль»
«Турэл
нютаг»
2. Эколого-биологическое
направление:
«Экология
и туризм»
«Занимательная
биология»
3. Военно-патриотическое
направление:
«Основы
военной службы »
«Допризывная
подготовка молодежи»
4. Физкультурно-спортивное
направление:
«Шашки»
мл.гр
«Шашки»
ст.гр
«Шагай
наадан»
5. Художественно-эстетическое
направление:
«Алтан
гар»
«Мунгэн
шагта»
«Волшебный
крючок»
6. Направление
«Техническое»
«Робототехника»
«Авиамоделирование»
«Луч»
Программы художественно-эстетического
направления
Цели программ этого направления –
раскрытие творческого потенциала, развитие общей и эстетической культуры
учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах
искусства. Все программы носят креативный характер, предусматривают возможность
творческого самовыражения, творческой импровизации.
Основная форма обучения – групповая, по
подгруппам.
Программы
этой направленности рассчитаны на срок реализации – 1 год.
Программы
социально-педагогического направления
Одной из основных задач программ данного
направления является социализация детей и подростков. Программы этого
направления позволяют получить дополнительное образование в сфере
коммуникативных навыков, решают задачи формирования у подростков аппарата
самореализации в современном социуме и освоения ими социально-одобряемых
ценностных ориентаций.
Основная форма обучения – групповая.
Программа этой направленности рассчитана
на срок реализации – 1 год.
Программы
туристско-краеведческого направления
Программы направлены на формирование
чувства любви к Родине, развитие личности ребенка средствами туризма и
краеведения.
Основная форма обучения – групповая.
Программы этой направленности рассчитаны на срок
реализации – 1 год.
Программы
естественно-научного направления
Цель направленности – воспитание у
учащихся любви и бережного отношения к природе, расширения, углубления знаний и
практических навыков в области биологии, экологии, народных промыслов с
этнографическим элементом, географии и лесоводства.
Основная форма обучения – групповая.
Программы этой направленности рассчитаны
на срок реализации – 1 год.
Программы
военно-патриотического направления
Цель программы – воспитать гражданина
России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции,
памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в
его развитии, способного к социализации в условиях гражданского общества,
уважающего права и свободы личности, обладающего высокой нравственностью и
проявляющего национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к
языкам, традициям и культуре других народов.
Основная форма обучения – групповая, по
подгруппам
Программы этой направленности рассчитаны
на срок реализации – 1 года.
Программы
научно-технического направления
Цель программы – формирование знаний в
определенной научной области, развитие логического и/или технического мышления,
активизация навыков использования полученных знаний и умений в практической
деятельности. Формирование элементов технико-конструкторских и технологических
знаний, развитие интереса к науке и технике, конструкторских способностей,
фантазии, изобретательности, потребности в творческой деятельности, формирование
основ трудовой культуры, навыков и умений работы с различными материалами и
инструментами.
Программы
декоративно-прикладного направления
Народное декоративно – прикладное искусство
одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный
вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и
искусстве.
Система оценок, формы,
порядок и периодичность аттестации обучающихся определяются образовательными программами
Центра. Освоение образовательных программ предусматривает проведение итоговой
аттестации обучающихся. Аттестация может проводиться в форме отчетных выставок,
соревнований, конкурсов, конференций, защиты докладов, рефератов и т.д. Основная
цель аттестации – развитие мотивации к самосовершенствованию, развитию
творческих способностей и творческого мастерства.
Все дополнительные
общеобразовательные программы –
модифицированные.
Нормативный срок обучения устанавливается
в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного
образования в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой:
I 1 год обучения. Обучение на данном сроке обучения
предполагает первое знакомство с учреждением, раннее выявление интереса и
творческих потребностей, создание мотивации выбора конкретного вида
деятельности, получение базовых знаний, умений и навыков в той или иной
творческой деятельности.
кол-во групп 1 года
обучения – 37
II 2 год обучения. На данном сроке обучения реализуется
образовательно-развивающая деятельность с детьми, у которых уже сформировался
интерес к определённому виду деятельности.
III 3 год обучения. Обучение на данном сроке обучения предполагает
совершенствование
мастерства, полученного на первом и втором уровнях образования, до
профессиональное, социальное самоопределение обучающихся в выбранном виде
творчества.
Продуктами образовательной деятельности являются: выставки, смотры, слеты, фестивали, творческие конкурсы, научно-практические конференции и т.д.
Содержание воспитания. Учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
– гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
– представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;
– трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
– экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
– эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
– организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
– культуры здоровья и навыков здорового образа жизни.
Одной из главных составляющих воспитательной деятельности является культурно-развивающий досуг.
Образовательный процесс строится в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
4. Учебный план
Учебный план отражает образовательную деятельность, основанную на социальном заказе детей и родителей, учитывающую интересы и индивидуальные особенности детей от 5 до 18 лет. В учебном плане учтена недопустимость перегрузок учащихся, а также особенности развития детей разного возраста, принцип непрерывного образования.
Учебный план составлен из расчета 36 недель. Продолжительность рабочей недели – 5 дней. МАОУ ДО «ДЭТЦ «Барс» предоставляет услуги дополнительного образования детям в возрасте от 5 до 18 лет. Продолжительность учебного года для обучающихся с 1 сентября по 31 мая.
В соответствии с Уставом учреждения организация образовательного процесса может предусматривать использование различных форм организации занятий – по группам, со всем составом детского объединения.
Особенностью реализации программ дополнительного образования является то, что этот процесс идет в несколько этапов, при этом ребенок может включаться в освоение программ на любом этапе. Реализация программ осуществляется в одновозрастных и в разновозрастных объединениях детей. Группы обучающихся формируются по годам обучения.
Программы туристско-краеведческой и естественно - научной направленностей предусматривают организацию однодневных и многодневных походов, выезды за пределы района как в учебный период (в выходные и праздничные дни), так и многодневных выездов, лагерных сборов в каникулярное время.
Для реализации учебного плана в МАОУ ДО «ДЭТЦ «Барс» имеется необходимое кадровое, материально-техническое и методическое обеспечение.
«Детского эколого-туристического центра «Барс» Окинского района
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Направлен ность |
№ |
Название объедине ния |
Наименование образовательной программы,
тип ОП, возраст детей |
Руководитель |
Форма занятия |
Кол-во групп |
Ито го часов в неде лю |
Кол-во часов в год по груп пам |
Туристско-краеведческая |
1 |
«Юный турист» |
Образовательная программа «Юный турист»,
модифицированная программа на 1 год, 11-17 лет |
Будаев А.В. |
Групповая |
1 |
6 |
1гр.- 216ч. |
2 |
«Компас» |
Образовательная программа «Компас»,
модифицированная программа на 2 года, 10-16 лет |
Самсонов В.Н. |
Групповая |
1 |
6 |
1гр.-216ч. |
|
3 |
«Азимут» |
Образовательная программа «Азимут»,
модифицированная программа на 1 год, 11-14 лет |
Цыдендам баев Г-Д.Б |
Групповая |
1 |
4 |
1гр.- 144ч. |
|
4 |
«Турэл нютаг» |
Образовательная программа «Турэл нютаг»,
модифицированная программа на 1 год, 7-14 лет |
Цыбденова М.Б. |
Групповая, индивидуальная
|
1 |
4 |
1гр.- 144ч |
|
5 |
«Вертикаль» |
Образовательная программа «Вертикаль»,
модифицированная программа на 1 год, 7-10 лет |
Пронтеев А.В. |
Групповая |
1 |
6 |
1гр.-216ч. |
|
Эколого-биологическая |
6 |
«Экология и туризм» |
Образовательная программа «Экология и
туризм», модифицированная программа на 1 год, 11-17 лет |
Ходоев С.Н. |
Групповая |
1 |
9 |
1гр.-ч.324ч. |
7 |
«Заниматель ные науки» |
Образовательная программа «Занимательные
науки», модифицированная программа на 1 год, 11-14 лет |
Цыбикова Н.А. |
Групповая |
1 |
4 |
1гр.-144ч. |
|
Художественно-эстетическая |
8 |
«Мунгэн шагта» |
Образовательная программа «Мунгэн шагта»,
модифицированная программа на 1 год, 6-16 лет |
Цыбденова М.Б. |
Групповая, индивидуальная
|
2 |
14 |
1гр.- 216ч. 2гр.- 288ч. |
9 |
«Алтан гар» |
Образовательная программа «Алтан гар»,
модифицированная программа на 1 год, 7-11 лет |
Дугарова С.Г-Д. |
Групповая |
1 |
6 |
1гр.-216ч. |
|
10 |
«Мастерица» |
Образовательная программа «Мастерица»,
модифицированная программа на 3 года, 7-16 лет |
Дашеева Л.Л. |
Группо вая, индивид. |
1 |
4 |
1гр.-144ч. |
|
Военно-патриотическое |
11 |
«Допризыв ная подготовка молодёжи» |
Образовательная программа «Допризывная
подготовка молодёжи», модифицированная программа на 2 года, 14-17 лет |
Самсонов В.Н. |
Группо вая |
2 |
6 |
1гр.-72ч. 2гр.-144ч. |
|
12 |
«Основы военной службы» |
Образовательная программа «Основы военной
службы», модифицированная программа на 1 год, 14-17 лет |
Пронтеев А.В. |
Группо вая |
1 |
8 |
1гр.-288ч. |
Физкультурно-спортивное |
13 |
«Шашки» 1гр. |
Образовательная программа «Шашки и
шахматы», модифицированная программа на 1 год, 6-9 лет |
Пронтеев А.В. |
Группо вая |
1 |
4 |
1гр.-144ч. |
|
«Шашки» 2гр. |
Образовательная программа «Шашки и
шахматы», модифицированная программа на 1 год, 9-15 лет |
Иванов Р.О. |
Группо вая |
1 |
8 |
1гр.-288ч. |
|
14 |
«Шагай наадан» |
Образовательная программа «Шагай наадан»,
модифицированная программа на 1 год, 6-17 лет |
Дашеева Л.Л. |
Группо вая |
1 |
12 |
1гр.-432ч. |
|
Техническое |
15 |
«Робототех ника» |
Образовательная программа
«Робототехника», модифицированная программа на 1 год, 7-17 лет |
Иванов Р.О. |
Группо вая |
1 |
8 |
1гр.-288ч. |
16 |
«Авиамоделирование» |
Образовательная программа
«Авиамоделирование», модифицированная программа на 2 года, 10-17 лет |
Ходоев С.Н. |
Группо вая |
1 |
9 |
1гр.-324ч. |
|
|
17 |
«Луч» |
Образовательная программа «Луч»,
модифицированная программа на 1 год, 10-16 лет |
Иванов Р.О. |
Группо вая |
1 |
2 |
1гр.-72ч. |
5. Механизм реализации
образовательной программы
8.1. Кадровое обеспечение выполнения программы
Педагогический коллектив МАОУ ДО «ДЭТЦ «Барс» состоит из 11 педагогов (из них 6 совместителей):
Средний возраст педагогического коллектива – 42:
• до 40 лет – 3 (27,7 %);
• до 45 лет – 3 (27,7 %);
• до 50 лет – 1 (9,1 %)
• старше 50 лет – 4 (36,3%).
Высшее образование имеют 10 педагогических работников (%), среднее специальное – 1 (%)
Педагогический стаж:
• свыше 30 лет – 1 (9,1%);
• от 21 до 30 лет – 1 (9,1%);
• от 11 до 20 лет – 5 (45,4%);
• от 6 до 10 лет – 4 (36,3%);
Квалификационная категория
Анализ квалификационного состава педагогического коллектива показал, что в МАОУ ДО «ДЭТЦ «Барс» в текущий период работают высококвалифицированные кадры: 77% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию:
– высшая категория – 2 (18,2%);
– первая категория – 5 (45,4 %).
Педагоги МАОУ ДО «ДЭТЦ «Барс» повышают свое мастерство через проведение открытых мероприятий, мастер-классов, участия в республиканских конкурсах методических разработок дополнительного образования, обучения на курсах повышения квалификации. Педагогический коллектив является стабильным на протяжении нескольких лет.
Таким образом, в «ДЭТЦ «Барс» имеются оптимальные кадровые условия для обеспечения образовательной деятельности. Кадровый потенциал учреждения имеет соответствующий образовательный уровень и дальнейшие перспективы профессионального роста.
8.2. Управление образовательным процессом
Управление образовательным процессом, реализацией Образовательной программы МАОУ ДО «ДЭТЦ «Барс», предполагает участие всех участников образовательного процесса и происходит на трех основных уровнях:
1 уровень – учащиеся и их родители (законные представители);
2 уровень – педагоги;
4 уровень – администрация «ДЭТЦ «Барс».
1 уровень управления программой предполагает добровольный выбор обучающимися и (или) его родителями объединения, педагога, дополнительной общеобразовательной программы и формы получения дополнительного образования в соответствии с интересами, способностями, возможностями; выборе темпа освоения программы; возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
2 уровень управления программой заключается в создании организационно- педагогических условий для реализации педагогами дополнительного образования и освоения обучающимися 18 дополнительных общеобразовательных программ; проведении диагностических процедур для объективного поэтапного учета образовательных достижений обучающихся, анализа педагогического процесса.
3 уровень управления программой заключается в координации процесса реализации образовательной программы, разработке в пределах полномочий нормативных актов, необходимых для реализации образовательной программы, оценке эффективности и результативности деятельности по реализации программных мероприятий, подготовке отчета о ходе реализации программы, внесение предложений по изменению содержания программы.